Конкурс на лучшее эссе

                                              по творчеству Ивана Айвазовского 

                                                     "МОРЕ - МИР БЕЗДОННЫЙ"

 

                                                                                                                                                                                                                                                              Иванова Виктория,

                                                                                                                                                                                                                                                              группа ИИ-2

Чудный сон

Мне снился чудный сон, как наяву все было:

Смотрела я на море изнутри,

Я по воде во сне ходила,

Была я продолжением руки.

 

Во сне была я кистью – мной писали,

Волну прибоя в один миг

О брег скалистый разбивая,

Я превращала в миллионы брызг.

 

Гладь моря тянется до горизонта,

Застыл в закате облаков полет,

И легкий бриз, свободой окрыляя,

Вдаль белый парус за собой ведет.

 

Вот битвы и сражения морские,

И весь в дыму ко дну идет фрегат,

Там в рукопашной сходятся лихие

Морских десятки, сотни дьяволят.

 

Я тенью в одиночестве бродила,

Едва заметный след оставив на песке,

И чайкой в полдень я не раз парила,

Крылом скользя по голубой волне.

 

Девятый вал! Бог мой! О, мое сердце

Стучало будто колокольный звон,

Крик эхом в темных водах растворился,

Когда я рисовала этот шторм.

 

Волна одна другой страшнее,

Чернее вороньего крыла,

И, медленно вверх поднимаясь в небо,

Вниз камнем падала она.

 

Старик у моря, долгожданный берег,

Закат вечерний, утренний прибой,

Морской поход, шторм, ураганный ветер,

Случилось все за одну ночь со мной.

 

Светает, солнца луч вот-вот разбудит,

Я открываю медленно глаза,

Кисть руку мастера, я знаю, не забудет,

И пишет наяву она сама.

                                                                                                                                                                                                                                                                  Алёна Анохина

                                                                                                                                                                                                                                                                  группа ИФ-2.2

Мы часто мечтаем о прекрасном, непревзойденном творении природы, хотим ощутить его легкое прикосновение, тихий шёпот или бездонное молчание. Все грани природы мы можем ощутить, но самые прекрасные мы выбираем сами.

Во многих произведениях искусства воспевают безграничное пространство моря, которое охватывает бездонные земли и дарит существенное познание эстетики. Самым утонченным примером эстетики мы можем считать произведения И. К. Айвазовского. Его марины открывают богатый духовный мир морской сущности, описывают индивидуальный характер. Мы можем думать, что море – это бесконечность, но, если в него всмотреться, можно увидеть бескрайный горизонт, такой необъятный, такой далекий. Вода отражает солнечные лучи. Море не бывает одинаковым и постоянным: оно меняется из мгновения в мгновение. А сколько красоты открывают в себе морские глубины! Они демонстрируют нам прекрасный барельефный подводный мир.

Море – таинственная, непостижимая и чистая жемчужина, она никого не оставляет равнодушным и всегда манит за собой.

Булыненко Евгения,

группа ИМ-2

Мне кажется, что фраза «Море – мир бездонный» больше всего характеризует мировоззрение И. К. Айвазовского. Ведь только так лаконично можно описать его очарование морем. Насколько сильно Иван Константинович любил море и жил ним, повествуют его картины.

Во время пребывания в Италии художник написал множество картин, которые в последствии стали всемирно известными. Среди них хотелось бы отметить полотно «Вид на венецианскую лагуну», написанное в Венеции. Меня восхищает мастерство Ивана Константиновича и то, как утонченно он смог передать при помощи холста, масла и кисти всю глубину написанного произведения. Художественные критики отмечали, что никто прежде не изображал свет, воздух и воду столь живо и достоверно, как И. К. Айвазовский.

Другая его всемирно известная картина под названием «Неаполитанский залив» произвела аналогичный фурор среди критиков того времени. В чем же, на первый взгляд, не всегда понятная мировая слава картин Айвазовского? Ведь рядом с ним жили и творили крупные мастера, ныне почти забытые. Дело все в том, что великий маринист обладал замечательным качеством – любить красоту природы и умением запомнить типические мотивы, а потом писать их языком доступным и простым. И эти его порою простодушные по драматургии композиции до глубины души трогают любого зрителя: и опытного художника-профессионала, и рядового посетителя его выставок. Его полотна побуждают каждого вспомнить минуты общения с природой, морем. Художник как бы невзначай заставляет нас любоваться прекрасным, делает зрителя активным сопереживателем и своим единомышленником.

Можно очень долго и увлекательно рассказывать о шедеврах Ивана Константиновича Айвазовского, но, на мой взгляд, лучше прикоснуться к ним лично, посетив выставку его бесценных работ.

                                                                                                                                                                                                                                                         Сиренко Екатерина,

                                                                                                                                                                                                                                                         группа ИД-2

Море. Одно слово, но услышав его, каждый думает о своем. Кому-то первым в голову приходит его шум и озорство, кому-то – «тишь да гладь». У меня же оно вызывает восхищение и умиротворение.

Море. Как только оно виднеется на горизонте, сердце пробирает дрожь. Чувствуется легкий солоноватый запах. И ты с диким нетерпением ждешь, когда ступишь босой ногой на горячий песок. Ты будешь улыбаться солнцу и бежать к морю, обнимая ветер, как старого друга. И вот вода нежно прикоснется к твоей ноге. Еще пару шагов и станет трудно переставлять ноги, но это не остановит тебя. Бездонное и бескрайнее море будет манить своими ласкающими волнами. Ты уже полностью доверился ему, и оно течением несет тебя в свою глубь. Теперь твоя жизнь не будет прежней!

Море. Оно не терпит лжи и лицемерия. Будь добр, не зли его. Иначе ты увидишь его совсем в другом свете. Оно может стать опасным для человека. Водоворот, шквал или может быть буря. «Злое» море так же, как и спокойное, вдохновляло известного мариниста Ивана Константиновича Айвазовского. Он сказал так: «Зиму я охотно провожу в Петербурге, но чуть повеет весной, на меня нападает тоска по родине — меня тянет в Крым, к Черному морю».

В своих картинах художник зачастую показывал разнообразие характера моря. Тихое море на картине «Сумерки в бухте Золотой Рог» и «Ночь в Гурзуфе» – малая часть картин с изображением умиротворенного моря. А может быть «Буря на море ночью» или «Наваринский бой» с изображением волн и шторма. Главное, везде автор одушевляет это величественное и непоколебимое детище природы. На некоторых картинах изображены корабли, но по сравнению с бушующим штормом и высокими волнами они лишь игрушки в руках Природы.

Достоевский отмечал: «Буря под Евпаторией Айвазовского так же изумительно хороша, как все его бури, и здесь он мастер — без соперников, здесь он вполне художник. В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая поражает зрителя в живой, настоящей буре». А ведь и правда, море прекрасно даже тогда, когда оно является губительным для человека.

Высокую оценку творчеству художника давали многие его современники, а художник И. Н. Крамской писал: «…Айвазовский, кто бы и что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у нас, а в истории искусства вообще…»

Море. Оно никого не оставит равнодушным. Трудно не почувствовать, насколько силён художественный талант Ивана Константиновича Айвазовского. Ему удалось не просто изобразить неспокойное состояние морского пейзажа, но и показать его внутреннюю бездонную силу.

                                                                                                                                                                                                                                                       Федоренкова Надежда,

                                                                                                                                                                                                                                                        группа ИЖ-2

                                                                                                                                                                                                                                      Море, как женщина нежностью,

                                                                                                                                                                                                                                      Очаровало безбрежностью,

                                                                                                                                                                                                                                      Рвется душа, словно чайка в полет,

                                                                                                                                                                                                                                      Если услышу, как море поет…

Море очаровывает, привлекает, несет свежесть и отдых. В разное время года и суток оно разнообразное, в своих волнах отражает малейшее изменение погоды. Бывает спокойным, безразличным, бурным, веселым и добрым. Может принести счастье, а может – и горе.

Думаю, таким видел море Иван Константинович Айвазовский. Даже более разнообразным, был очарован им раз и на всю жизнь. Морские волны – это его работа, его жизнь, и даже родина. Родился известный художник-маринист в Крыму и в течении жизни не раз возвращался к родному морю. Всю увиденную красоту отображал на холсте. Видя работы Айвазовского, переносишься на лазурный берег, видишь шторм, радуешься покою, поражаешься величию волн. Как будто побывал там, услышал ветер, шелест волн. Но сам Иван Константинович говорил: «Вся живопись – слабое отражение природы». Он намного больше видел красоту моря. Муза Айвазовского – море. В нем он видел бездонное количество тем для творчества. На полотнах отображена вся жизнь моря, все его настроение от хмурого до самого тихого.

Всматриваясь в работы художника, видишь легкость и прозрачность воды. Лучи солнца просвечивающие волны. Сам он об этом говорил: «Легкость дается тяжелым трудом». И правда, чтобы добиться легкости прыжка для гимнастки, легкости танца или фигурного катания приходится немало потрудится, при этом даже ошибаться. Но не отступать, идти вперед. Художников этот путь не обходит стороной.

И благодаря труду Айвазовского мы можем видеть прекрасные морские пейзажи. Глядя на природу, всегда отдыхаешь от дел, от городского шума. Как приятно вместо шума бесконечной суеты увидеть бездонную морскую пучину, услышать плеск моря, погрузиться в мир свежести.

                                                                                                                                                                                                                                                             Фоменко Анастасия,

                                                                                                                                                                                                                                                             группа ИД-2

Что помогает человеку быть счастливым? Работа, близкие люди, творчество. Для кого-то работа может быть хобби, а для кого-то творчество –это и хобби, и работа. Кто-то может созерцать и довольствоваться прекрасным, а кто-то вовсе им не заинтересован.

Морем восторгались поэты, художники. Одним из таких художников, который посвятил ему всю свою жизнь, является Иван Константинович Айвазовский. Он страстно любил море. Оно заполнило его сердце. Иван Константинович сумел запечатлеть непредсказуемость моря. Его картины очень содержательны, эмоционально насыщенные.

Одной из впечатливших меня картин Айвазовского является «Буря на море ночью». Мне кажется, что данное полотно не оставит равнодушным любого, кому выпадет возможность приблизиться к нему. Живая, страстная, волнующая картина создает иллюзию сопричастности зрителя к сюжету. Удивительное сочетание цветов и света. Картина Ивана Константиновича дышит, живет и заполняет окружающее ее пространство великолепием. Смотришь на картину и вместе с ней переживаешь, волнуешься. Волны накрывают корабль, и только самому художнику известна дальнейшая судьба судна.

Данное полотно заставляет нас задуматься о жизни, о своем месте в ней. Учит глубже познавать природу, мелкие детали. Ведь наша жизнь – это лишь маленький кораблик в огромном мире, который таит неизведанные места.

                                                                                                                                                                                                                                                      Таран Марина,

                                                                                                                                                                                                                                                      группа ХДЖ-III

«Море – мир бездонный». Я согласна с афоризмом, ведь планету, на которой мы живем правильнее было назвать планета «Океан», а не планета «Земля», потому что семьдесят процентов ее поверхности покрыто водой. Да и сам человек на восемьдесят процентов состоит из воды. Её значение для нас неизмеримо.

В поэтических представлениях русского народа море всегда было символом свободы, стойкого противоборства и раздольной счастливой жизни.

Вот почему великие творцы прошлого, воспевавшие водную стихию оставили потомкам запечатлённые образы.

В российском искусстве и во всей мировой живописи, художник - маринист Иван Константинович Айвазовский раскрыл тему моря с небывалой яркостью и силой воплощения.

В год его 200-летия в Луганской Академии искусств глубоко осмысливали наследие великого русского живописца.

Коллектив Академии, студенты – люди разных творческих профессий, с глубоким интересом просматривали фильм о известных и ранее не известных фактах из биографии гения живописи.

Отклик в душе людей был поистине огромный, что свидетельствует о не проходящей памяти о художнике и о любви народа к нему.

Одно из любимых изречений великого мастера было: «Природа – все для художника, в ее глубине – наше наставление».

Художник глубоко чувствовал и изображал широкие просторы моря и высокого неба, все это он воспринимал в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых спокойных штилей, то в образе грозной, стихийной, всепоглощающей силы. Ему были понятны и доступны скрытые ритмы движения морской волны, он чутьем художника постиг их с неподражаемой правдой умел их передать в образах увлекательных и поэтических.

Достижением Ивана Константиновича было то, что он изобразил природу в постоянном движении, в непрерывной изменчивости. Он показал нам гармонию в природе и с особым проникновением природу в динамике, в столкновении ее могучих сил.

167 лет назад написана картина Айвазовского «Девятый вал» и до сих пор это одно из самых популярных произведений русской живописи.

На ней изображено раннее утро после бури. Вода как бы светится изнутри. Громадная волна вот-вот обрушится на группу людей, судорожно цепляющихся за обломки мачт погибшего корабля. Всю ночь экипаж боролся с морской стихией. Но вот первые лучи солнца пронзили воду, осветив ее тысячами ярких бликов и тончайших оттенков цветов. У них хрупкая надежда на спасение. Море кипит, стихия неумолима. По поверьям моряков, девятый вал предвещает последний порыв шторма.

Картина вселяет уверенность в то, что люди выйдут победителями из смертельной борьбы со стихией.

Айвазовский изображает спасительную силу веры аллегорически.

Глубоко символично, что обломок мачты, на котором спасаются люди, по форме напоминает огромный, деревянный крест на котором был распят Иисус Христос – сын Бога. Смогут ли устоять люди, выйдут ли они победителями из смертельной схватки с разбушевавшейся стихией. Трудно ответить на этот вопрос, но колористический строй картины, полный оптимизма, вселяет такую уверенность.

Великий художник был глубоко религиозным человеком. Об этом свидетельствуют созданное им полотно «Сотворение мира. Хаос». А также он писал в своих письмах:

«Благодаря Бога я чувствую себя здоровым и нисколько не ослабевшим к искусству… если Бог благословит меня ещё быть таким бодрым и преданным своему делу…»

Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин»

Из личного опыта могу сказать, что, будучи подростком мы с родителями отправились в, тогда ещё, Ленинград и посещали Эрмитаж, Петергоф и множество музеев, но только картина Айвазовского, увиденная в Русском музее, с незабываемой яркостью, врезалась в память ребенка, к сожалению, в те времена, далекого от понимания изобразительного искусства.

В своем творчестве Иван Константинович счастливо сочетал драгоценные творческие качества: доходчивость, понятность, эмоциональность, волевое начало и высоту тонкой поэзии. От этого его живописные образы глубоко патриотичны.

В соединении с высоким профессиональным мастерством они сообщают его наследию покоряющую силу.

Всегда присутствует искренняя взволнованность, восхищение величием и красотой природы в основе искусства мастера.

Эта взволнованность передается зрителю, вызывает в нем те же эмоции, какими был охвачен художник в процессе творчества.

Увлекательность образов картин обращена к внутреннему миру человека, рождая в нем отклик, подобный рождаемому музыкой.

Никто в искусстве 19 века не мог возвыситься до восприятия морской стихии, как грандиозного, величественно-спокойного или грозно-могущественного явления, никто не передал жизнь моря во всей его капризной изменчивости и многообразии так, как это с большой эмоциональной силой сделал Айвазовский. Все это сообщило небывалый размах творческим замыслам гения, а легкость воплощения этих замыслов в живописные образы и высота мастерства, какой владел художник, сообщили его искусству покоряющую силу.

Всего этого Айвазовский достиг огромным трудом, славными шестьдесят тремя годами творческой жизни. Он первый так широко и разносторонне разработал технику морской живописи.

В искусстве Ивана Константиновича заложена большая познавательная ценность, оно сделало для многих море понятным, близким, дорогим, помогло узнать и полюбить его, научило шире познать природу.

Искусство Айвазовского доступно, близко. Его картины любят и взрослые и дети.

Вот почему я люблю Айвазовского. Люблю его творчество, его манеру письма и стиль работы!!!